Программа ФИЗО

print

Введение

МБДОУ детский сад № 35 — логопедический. Его посещают дети с тяжелым недоразвитием речи. Многие из них имеют комплексные нарушения развития, при которых сочетаются два и более первичных нарушений с различной степенью выраженности. Поэтому зачастую главным во взаимодействии с детьми является решение конкретных психомоторных проблем, как путем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, устранение в ней барьеров к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом.

Рабочая программа по физическому развитию детей МБДОУ детского сада № 35 разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 г., в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их возрастных, индивидуальных особенностей и особенностей здоровья по основному направлению – «Физическое развитие». Работа по физическому воспитанию в МБДОУ д/с № 35 строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи.

Физическое развитие детей включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Пояснительная записка

Взаимодействие с детьми логопедических групп приводит к необходимости создания специализированного коррекционно-развивающего пространства. Обучение и развитие этой категории дошкольников должно быть построено с учётом их психологических и физических особенностей. Поэтому возникает необходимость создания программы физического развития детей с тяжелым недоразвитием речи, которая отличается от общепринятых программ, реализуемых при работе с детьми, посещающими группы общеразвивающей направленности в ДОУ.

Данная программа физического развития детей предназначена для фронтальной (групповой) работы с детьми 4 – 7 лет, имеющими нарушения речевого развития и посещающими логопедические группы в ДОУ. Программа целесообразна, т. к. её реализация учитывает разнообразные особые образовательные потребности и индивидуальные возможности детей и способствует формированию физического, психического и социального благополучия.

В работу включены физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Проводятся подвижные игры, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

В систему занятий по физическому развитию для детей с ТНР включается адаптивная физическая культура — комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты. Основные задачи, которые стоят перед адаптивной физической культурой:

  • формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;
  • развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  • формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
  • развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;
  • формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности;
  • формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
  • формировать желание улучшать свои личностные качества.

Программа объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с нарушениями речи и способствуют расширению их возможностей, улучшает качество жизни детей с ТНР посредством физической активности и спорта.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими

нормативными документами:

  1. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Конвенция о правах ребенка»;
  3. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  4. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
  5. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольной образовательной организации»;
  6. Письмом Минобрнауки России от 28.02.2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  7. Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.
  8. Основной образовательной программой МБДОУ д/с № 35.

Новизна программы основана на комплексной коррекционно-развивающей деятельности инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога и учителя-логопеда, подразумевающей создание единого коррекционно-образовательного пространства, предполагающего единое календарно-тематическое планирование и согласованность работы по физическому, психическому и речевому развитию детей с тяжелыми нарушениями речи, посещающими логопедические группы ДОУ.
Актуальность разработки программы обусловлена следующими факторами:

  • необходимостью организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • увеличением количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии;
  • взаимозависимостью нарушений компонентов речевой системы с нарушениями психических функций и физического развития ;
  • необходимостью тесного взаимодействия воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога и учителя-логопеда, направленного на коррекцию физического. Психического и социального развития детей с ТНР;
  • недостаточным методическим обеспечением коррекционно-развивающей работы инструктора по физической культуре по стимулированию позитивных сдвиги в организме, путем формирования необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Принципы, положенные в основу коррекционно-развивающей программы следующие:

  • принцип взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения (воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога) в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедических групп;
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии (все педагоги, работающие в группе, регулярно проводят диагностику и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом);
  • принцип индивидуального подхода (всестороннее изучение воспитанников и разработка соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей);
  • принцип поддержки самостоятельной активности ребенка, формирование социально активной личности;
  • принцип партнерского взаимодействия с семьей (педагоги внимательно относятся к запросу родителей, все участники педагогического процесса договариваются о совместных действиях, родители поддерживают усилия педагогов.

Цель программы – стимуляция позитивных сдвигов в организме, формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование функций формирующегося организма.

Задачи программы (4 – 5 лет):
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

  • Знакомить детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
  • Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах.
  • Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
  • Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
  • Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Физическая культура

  • Формировать правильную осанку.
  • Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
  • Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
  • Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).
  • Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.
  • Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).
  • Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу.
  • Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору.
  • Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.
  • Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.
  • Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
  • Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.
  • Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.
  • Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.
  • Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
  • Приучать к выполнению действий по сигналу.

Задачи программы (5 – 6 лет):
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

  • Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»)
  • Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
    Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
  • Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека.
  • Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
  • Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Физическая культура

  • Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
  • Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.
  • Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
  • Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
  • Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.
  • Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
  • Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы.
  • Учить кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой).
  • Учить ориентироваться в пространстве.
  • Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.
  • Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
  • Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
  • Учить спортивным играм и упражнениям, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам. Воспитывать у детей стремление участвовать в них.

Задачи программы (6 – 7 лет):
Формирование представлений о здоровом образе жизни

  • Расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).
  • Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе.
  • Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Физическая культура

  • Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
  • Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
  • Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
  • Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
    Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.
  • Добиваться активного движения кисти руки при броске.
  • Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.
  • Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
  • Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
  • Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
  • Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
  • Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
  • Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
  • Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
  • Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
  • Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
  • Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.
  • Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

  • Развивать речь посредством движения; развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения;
  • Формировать в процессе двигательной деятельности различные виды познавательной деятельности: тактильно-кинестетическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, пространственные и временные представления, давать сведения о различных свойствах материалов, а также назначения предметов, повышать общую осведомленность дошкольников;
  • Формировать эмоциональную сферу ребенка, развивать морально-во-левые качества личности, умение подчинять свое поведение нравственным нормам, формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе.
  • Корректировать и развивать высшие психические функции (внимание, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение)
  • Осуществлять психомоторное развитие (дыхательные упражнения, самомассаж, растяжки, психогимнастика, глазодвигательные упражнения, межполушарное взаимодействие, пальчиковая гимнастика).

Организованная образовательная деятельность (ООД)

по физической культуре проводится с сентября по май, по 3 раза в неделю. 2 занятия проводится в зале, и 1 — на улице. Каждое занятие соответствующую еженедельной лексической теме, определяемой логопедом.

Каждое занятие включает в себя:

  • Построение (дает возможность перестроиться с предыдущей деятельности на физкультурное занятие, определить цели занятия).
  • Приветствие (создает положительный эмоциональный настрой, показать уникальность и значимость каждого ребенка).
  • Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц).
  • Дыхательная гимнастика (вырабатывает спецефический «речевой» механизм дыхания, улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность).
  • Глазодвигательные упражнения (снимают напряжение глазных мышц, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма, активизируют процесс обучения).
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук (обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятию мышечных зажимов, способствует речевому развитию).
  • Построения и перестроения (формируют способность действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве).
  • Различные виды ходьбы и бега (развивают высшие психические функции, выносливость, волевые качества личности, способствуют профилактике плоскостопия).
  • Общеразвивающие упражнения
    (необходимы для развития и укрепления крупных групп мышц и оздоровления организма. Они способствуют формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы, формированию гибкости, выносливости).
  • Основные движения ( формируют навыки жизненно важных движений, положительно влияют на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшают работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляют мышцы и опор­но-двигательный аппарат, развивают физические качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость).
  • Подвижная игра (на фоне положительного эмоционального настроя позволяет совершенствовать двигательные умения и психофизические качества, формировать положительные качества личности, произвольное поведение, готовить к обучению в школе).
  • Коммуникативная игра (способствуют формированию навыков общения, улучшению взаимоотношений между детьми).
  • Ритмопластика ( на фоне положительные эмоций способствуют формированию выразительности движений, потребности в движениях, развитию творчества).
  • Речевая игра (способствуют закреплению речевого материала по лексической теме недели, активизации словаря детей).
  • Заключительная часть (дает возможность подвести итог занятию, настроить на дальнейшее взаимодействие).

Предполагаемые результаты

Дети средней группы

  • Овладеют соответствующими возрасту основными движениями.
  • Будут испытывать потребность в двигательной активности, проявлять положительные эмоции в ходе ООД и в самостоятельной двигательной деятельности.
  • Будут с удовольствием принимать участие в совместных играх и физических упражнениях.
  • Будут по собственной инициативе пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
  • Научатся принимать правильное исходное положение при метании; ме­тать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд. ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
  • Научатся строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
  • Научатся ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку.
  • Научатся ориентироваться в пространстве, находить левую и правую стороны.
  • Получат элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни, будут с удовольствием делать зарядку; получат представление о вредных и полезных продуктах.

Дети старшей группы

  • Овладеют соответствующими возрасту основными движениями.
  • Будут с радостью двигаться на физкультурных занятиях, во время оздоровительной работы в режиме дня и при самостоятельной двигательной деятельности
  • Будут с интересом интерес к участвовать в совместных играх и физических упражнениях.
  • Приобретут навыки участия в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.
  • Научатся ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
  • Научатся лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м), перелезать с одного пролета на другой
  • Научатся прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку.
  • Научатся метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), овладеют школой мяча.
  • Смогут выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  • Научатся перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
  • Будут принимать участие в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.
  • Получат начальные представления о ценности здоровья, о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон), о соблюдении режима дня, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни, о пользе утренней зарядки, физических упражнений, о вредных и полезных продуктах, узнают о факторах, разрушающих здоровье. Начнут заботиться о своем здоровье.

Дети подготовительной к школе группы

  • Овладеют соответствующими возрасту основными движениями, научатся правильно ходить, , бегать, прыгать, метать, лазать.
  • У детей будут формированы основные физические качества (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость)
  • Станут осознанно относиться к двигательной деятельности на занятиях, в режиме дня и самостоятельно организованной.
  • В свободное время в группе и на прогулке самостоятельно смогут организовывать подвижные игры с другими детьми.
  • Научатся легко действовать двумя руками при выполнении бытовых действий, одевании, конструировании, лепке.
  • Научатся следит за правильной осанкой, ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
  • Смогут прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко призем­ляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбе­га — 180 см; в высоту с разбега—не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
  • Научатся бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и гори­зонтальную цель с расстояния 5 м, метать предметы правой и левой ру­кой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.
  • Научатся перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу. в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
  • Приобретут навыки выполнения физических упражнений из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
  • Научатся ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку и спускается с нее, тормозить при спуске.
  • Будут участвовать в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).
  • Самостоятельно без напоминаний будут выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, иметь четкие представления о здоровом образе жизни, о значении двигательной активности на свежем воздухе в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха, воды и их влиянии на здоровье. Смогут рассказать о пользе утренней зарядки, физических упражнений , о рациональном и правильном питании (о вредных и полезных продуктах , содержащихся в них витаминах), о важности соблюдения режима дня, получат элементарные представления об особенностях строения и функциями организма человека.
  • Смогут подолгу концентрировать внимание, сохранять работоспособность. Произвольность движений, поведения и речи достигнет высокого уровня, появится мотивация, способность к самооценке и самоконтролю.

Диагностика физического развития детей

Оценка физического развития проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты обследования заносятся в «Диагностическую карту», в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка. Карта заводится на каждого ребенка и ведется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.
Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание).
Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Бег.

Дошкольники пробегают дистанцию 30м, при этом фиксируется время преодоления дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности) и отмечаются качественные особенности бега у каждого из детей. По команде «Марш!» дети с высокого старта бегут до флажка или ленты, которые размещаются на 2-3м дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем.
С началом движения ребёнка включается секундомер. Останавливается он после пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно пробегают дистанцию все дети. Затем даётся вторая попытка, в которой дети бегут в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксируется время бега в каждой из попыток, а также записываются качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, «полёта», прямолинейность бега у каждого из детей.

Бег 30м (с) 4 года 5 лет 6 лет
Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
10,7-8 10,5-8 9,8-8,3 9,2-7,9 7,5-7,8 7,0-7,3

Метание на дальность

Обследование дальности метания производится на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3 м и длиной 15-20 м. Дорожка побуждает к большей точности броска в заданном направлении. Предварительно она размечается (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки ставятся порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания. Предварительно всем детям необходимо полностью объяснить задание, младшим — показать, как нужно выполнять. Ребёнок производит три броска каждой рукой, замер осуществляется после каждого броска. Метают дети мешочки весом 200г. В протоколе наряду с количественными отмечаются и качественные показатели отдельных элементов техники движения:

  • исходное положение вполоборота к направлению метания;
  • наличие замаха;
  • перенос центра тяжести во время замаха на стоящую сзади полусогнутую ногу;
  • перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу во время броска;
  • энергичный бросок с последующим сопровождением рукой предмета (мешочка).
Метание
мешочка с песком
вдаль, 200 г (м)
4 года 5 лет 6 лет
Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев.
2,4-3,4 1,8-2,8 2,5-4,1 2,0-3,4 3,0-4,4 2,5-3,5 3,9-5,7 2,4-4,2 4,0-4,6 4,0-4,4 6,7-7,5 5,8-6,0

Прыжок в длину с места

Дети прыгают на мат, на взрыхленный грунт или яму с песком с разметкой. Для повышения активности и интереса детей на расстоянии чуть дальше среднего результата детей группы размещаются три ярких ориентира. Ребёнку предлагается прыгнуть до самого дальнего из них.
Дети прыгают по очереди. Каждый ребёнок выполняет три прыжка подряд без интервалов. Детям младшего дошкольного возраста перед началом прыжков необходимо показать движения. Старшие дошкольники прыжок выполняют самостоятельно, но взрослый его оценивает, стимулируя ребёнка прыгнуть ещё дальше. Длина прыжка измеряется от линии отталкивания (от носков ног) до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносятся результаты всех трёх попыток, в обработку берётся лучший результат.
Качественные показатели прыжка в длину с места фиксируются по основным элементам движения: подготовка к прыжку — туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание — энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет — в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление — мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия.

Бег 30м (с) 4 года 5 лет 6 лет
Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
10,7-8 10,5-8 9,8-8,3 9,2-7,9 7,5-7,8 7,0-7,3

Данные по основным физическим параметрам в количественном и процентном отношении заносятся в таблицы.

Показатели физической подготовленности

По результатам тестирования прослеживается динамика усвоения программы по физическому воспитанию каждым ребенком

№№

Имена детей

Виды движений
Бег 30 м Прыжок в длину с места Метание вдаль
Сент Май Сент Май Сент Май
               

В сводной таблице отслеживаются уровни усвоения программы (высокий, средний, низкий).

Учебный год Общее кол-во детей Виды движений
Бег 30 м Прыжок в длину с места Метание
Высок. Средн. Низк. Высок. Средн. Низк. Высок. Средн. Низк.
М С М С М С М С М С М С М С М С М С
20..-20.. …ЧЕЛ                                    

Затем выводится средний показатель группы, выраженный в процентном отношении, детского сада в целом.

Общий % освоения программы по физическому воспитанию

…год …год …год …год
% % % %

По итогам года составляется годовой отчет. Форма отчета постоянно совершенствуется. Результаты заслушиваются на итоговом педсовете.
Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка.

Литература

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От Рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования». Москва: «Мозаика Синтез» 2014

2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи».М.; «Книголюб», 2004 год

3. Зимонина В.Н. «Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада» Часть 1 М.: ТЦ «Сфера», 2013

4. Зимонина В.Н. «Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада» Часть 2 М.: ТЦ «Сфера», 2013

5. Иванченко А.А. «Биоорганическая физкультура в начальной школе» Москва 2015

6. Кандала Т.И., Семкова О.А.,Уварова О.В. «Занимаемся, празднуем, играем. Сценарии совместных мероприятий с родителями». Волгоград
«Учитель»

7. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада». М.: «Сфера» 2004

8. Лебедева А.Н. «Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая программа М.: «Школьная пресса». 2002

9. Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для занятий с детьми 3 — 7 лет» М.: «Мозаика-Синтез» 2017

10. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Средняя группа» М.: «Мозаика-синтез» 2017

11. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Старшая группа» М.: «Мозаика-синтез» 2017

12. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа» М.: «Мозаика-синтез» 2017

13. Подольская Е.И. «Необычные физкультурные занятия для дошкольников» Волгоград: 2010

14. Семенович А.В., Вологдина Я.О., Ланина Т.Н. «Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники» М.: «Дрофа», 2014

15. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников. Программа развития интеллекта» М.: ТЦ «Сфераф» 2002

16. Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» М.: ТЦ «Сфера», 2002

17. Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2 — 7 лет» М.: «Мозаика-Синтез» 2017

18. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». М.: «Сфера» 2005

19. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»
М.: «АСТ» 2016